Адаптация

(от лат. adaptatio – приспособление) – приспособление организма, личности или группы людей к измененным внешним условиям

Адаптация профессиональная

(1) Процесс вхождения человека в профессиональную деятельность, освоение условий, требований труда, ориентация в новом коллективе, его нормах и правилах и достижение им в оптимально короткое время требуемой производительности труда.

(2) Процесс овладения лицом, в отношении которого осуществляется наставничество, системой профессиональных знаний и навыков, компетенциями, способностью эффективного применения их на практике

Адаптация социальная

Комплекс мероприятий, направленных на оказание лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации, содействия в реализации их конституционных прав и свобод, а также помощи в трудовом и бытовом устройстве

Адаптированная образовательная программа

Образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц

Активное слушание

(1) Практика, позволяющая точнее понимать психологические состояния, чувства, мысли собеседника с помощью особых приемов участия в общении, таких как активное выражение собственных переживаний и соображений, уточнения, паузы и т.д.; (2) процесс, в ходе которого слушающий не просто воспринимает информацию от собеседника, но и активно показывает понимание этой информации. Применяется, в частности, в наставничестве с целью установления доверительных отношений между наставником и наставляемым

Андрагогика

(от греч. andros – взрослый человек и agog-ge – руководство, воспитание) – раздел педагогической науки, раскрывающий теоретические и практические проблемы образования, обучения и воспитания взрослых

Анкетирование

Процедура проведения опроса в письменном (электронном) формате с помощью заранее подготовленных бланков (анкет). Анкеты самостоятельно заполняются респондентами

Буллинг

Проявление агрессии, в том числе физическое насилие, унижение, издевательства в отношении обучающегося образовательной организации со стороны других обучающихся и/или педагогических работников.

Чаще всего буллинг – это сознательно планируемое продолжающееся во времени физическое и (или) психологическое насилие, прекращение которого требует вмешательства третьих лиц – директора, педагогов, других работников образовательной организации, обучающихся, родителей, а иногда и представителей правоохранительных органов. Одна из разновидностей буллинга – кибербуллинг.

Кибербуллинг использование мобильных телефонов, электронной почты, Интернета, социальных сетей, блогов, чатов для преследования человека (обучающегося), распространения о нем конфиденциальной информации, сплетен, порочащих и оскорбительных сообщений. Кибербуллинг отличается от других видов насилия тем, что позволяет обидчику сохранять анонимность и тем самым избегать ответственности за свои действия

Виртуальное (дистанционное) наставничество

Дистанционная форма организации наставничества с использованием информационно-коммуникационных технологий, таких как видеоконференции, платформы для дистанционного обучения, социальные сети и онлайн-сообщества, тематические интернет-порталы и др. Обеспечивает постоянное профессиональное и творческое общение, обмен опытом между наставником и наставляемым, позволяет дистанционно сформировать пары «наставник-наставляемый», привлечь профессионалов и сформировать банк данных наставников, делает наставничество доступным для широкого круга лиц

Волонтерская деятельность

Широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, осуществляемые добровольно на благо широкой общественности без расчета на денежное вознаграждение

Воспитание

Деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде

«Горизонтальное обучение» педагогических работников

Система Р2Р (англ. peer-to-peer – равный равному), обучение внутри профессиональных сообществ педагогов и руководителей образовательных организаций

Государственная политика в сфере образования

Это комплекс законодательных актов и практических мероприятий в сфере образования и воспитания подрастающего поколения, а также образования взрослых, которые являются выражением курса правительства в образовании и определяют его главные приоритеты, принципы и основополагающие ценности, отражают общенациональные интересы в сфере образования, учитывая основные тенденции мирового развития

Групповое наставничество

Форма наставничества, когда один наставник взаимодействует с группой наставляемых одновременно (от двух и более человек)

Девиантное поведение

(от лат. deviatio — отклонение) - устойчивое поведение личности, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространённых и устоявшихся общественных норм

Дефицит профессиональных (педагогических) компетенций

Отсутствие или недостаточное развитие профессиональных компетенций педагогических работников, различные затруднения в реализации трудовых функций

Диагностика профессиональных компетенций

Процедура выявления состояния и степени развития профессиональных компетенций педагогических работников

Дистанционные образовательные технологии

(в системе наставничества) – образовательные технологии, реализуемые с применением средств информатизации и телекоммуникации, при опосредованном или не полностью опосредованном взаимодействии наставника и наставляемого (пар/групп наставников и наставляемых)

Добровольная независимая оценка профессиональной
квалификации

Набор процедур, предусматривающих проведение в том числе комплексного экзамена, устанавливающего степень соответствия профессиональным стандартам руководящих и педагогических работников и выполняющего диагностическую функцию определения для них индивидуальных образовательных маршрутов для дальнейшего совершенствования профессионального мастерства

Дополнительная профессиональная программа квалификации

Программа повышения квалификации или программа профессиональной переподготовки. Обучение по дополнительным профессиональным программам осуществляется как единовременно и непрерывно, так и поэтапно (дискретно), в том числе посредством освоения отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), прохождения практики, применения сетевых форм, в порядке установленном образовательной программой и (или) договором об образовании. Может осуществляться полностью или частично в форме стажировки

Дополнительное образование

Вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования

Дополнительное профессиональное образование

Вид профессионального образования, который направлен на удовлетворение образовательных потребностей педагога в профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования. Оно может осуществляться в форме реализации программ повышения квалификации, наставнической деятельности

Изучение педагогического опыта

Метод исследования, означающий организованную познавательно-исследовательскую деятельность, направленную на установление исторических связей обучения и воспитания, выявление общих и устойчивых тенденций в образовательных системах

Индивидуальная траектория профессионального развития

Персональный путь педагогического работника в части дополнительного профессионального образования, реализуемый на основе мотивированного выбора образовательных альтернатив по результатам диагностики профессиональных компетенций

Индивидуальный образовательный маршрут

Комплекс мероприятий, включающий описание содержания, форм организации, технологий, темпа и общего времени освоения педагогическим работником необходимых знаний, умений, практических навыков и опыта, основанный на персонифицированном подходе к организации дополнительного профессионального образования, в том числе учитывающем актуальные дефициты профессиональных компетенций педагога, его личные ресурсы, педагогический контекст образовательной организации, в которой он работает, а также возможности и ресурсы системы ДПП (федерального и регионального уровня)

Индивидуальный учебный план

Учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося

Индикатор

Количественный или качественный показатель, характеризующий состояние и (или) динамику изменений оцениваемых параметров

Инклюзивное образование

Обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия их особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей

Информационная технология

Совокупность методов и технических средств сбора, организации, хранения, обработки, передачи и представления информации, расширяющая знания людей и развивающая их возможности по управлению техническими и социальными процессами

Качество образования

Комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы

Квалификация

Уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности

Кластер

В педагогическом образовании – совокупность территориально-локализованных организаций, взаимодействующих на основе соглашений и участвующих в реализации научных, образовательных и инновационных целей подготовки специалистов образования

Компетентность

Уровень подготовленности для деятельности в определенной сфере, степень овладения знаниями, способами деятельности, необходимыми для принятия верных и эффективных решений. Компетентность развивается на основе компетенций

Коммуникативная компетентность педагога

Способность к успешному и эффективному педагогическому взаимодействию со всеми участниками образовательного пространства и с социальным окружением для решения широкого круга педагогических задач

Компетенция

(от лат. competens – способный) – способность применять знания, умения, навыки и практический опыт для успешной деятельности в определенных условиях

Конфликт интересов педагогического работника

Ситуация, при которой у педагогического работника при осуществлении им профессиональной деятельности возникает личная заинтересованность в получении материальной выгоды или иного преимущества и которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение педагогическим работником профессиональных обязанностей вследствие противоречия между его личной заинтересованностью и интересами обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся

Коуч

Опытный сотрудник, способный строить процесс обучения на основе партнерских взаимоотношений, вдохновлять обучающихся на самостоятельный поиск решения проблем

Краткосрочное или целеполагающее наставничество

Наставник и наставляемый встречаются по заранее установленному графику для постановки конкретных целей, ориентированных на определенные краткосрочные результаты. Наставляемый должен приложить определенные усилия, чтобы проявить себя в период между встречами и достичь поставленных целей

Критерий

(от греч. kriterion – мерило) – признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо, мерило чего либо

Куратор

Сотрудник образовательной организации, учреждения из числа ее социальных партнеров (другие образовательные учреждения – школы, вузы, колледжи; учреждения культуры и спорта, дополнительного профессионального образования, предприятия и др.), который отвечает за организацию программы наставничества, прошедший соответствующее обучение (повышение квалификации, профессиональную переподготовку по программе дополнительного профессионального образования «Наставничество педагогических работников в общеобразовательной организации» на базе ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России» и/или по программам соответствующего профиля из числа программ единого федерального реестра образовательных программ дополнительного профессионального педагогического образования)

Лидер

(от англ. leader – ведущий, руководитель) – член группы, осуществляющий руководство, фактически ведущий за собой группу. Оптимальным является сочетание официального и неофициального лидера в одном человеке

Личный пример

Метод воспитания, представляющий собой совокупность педагогических приемов и средств воздействия родителей, педагогов и других авторитетных (значимых) лиц на сознание, чувства и волю воспитанников силой своего поведения и профессиональной деятельности как образца для подражания, стимула к самосовершенствованию и основы для формирования духовных потребностей, мотивов поведения и моральных установок

Метод (от лат. metodos – путь, способ)

Совокупность относительно однородных приемов, операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретных задач

Методология

Система концептуальных взглядов, принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности

Методология наставничества

Система концептуальных взглядов, принципов и подходов, методов, обоснованных научными исследованиями и практическим опытом, позволяющая понять и организовать процесс взаимодействия наставника и наставляемого

Методы обучения

Система последовательных, взаимосвязанных действий педагога и обучающихся, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие умственных сил и способностей обучающихся, овладение ими средствами самообразования и самообучения. Методы обучения обозначают цель обучения, способ усвоения и характер взаимодействия субъектов обучения

Методы педагогического исследования

Способы изучения педагогических явлений, получения научной информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий

Молодой педагог

Выпускник образовательной организации высшего образования или профессиональной образовательной организации до 35 лет, приступивший к работе в течение года с момента окончания образовательной организации, либо обучающийся по образовательным программам высшего образования по специальностям и направлениям подготовки «Образование и педагогические науки» и успешно прошедший промежуточную аттестацию не менее чем за три года обучения, допущенный к занятию педагогической деятельностью

Мониторинг педагогический

Системная диагностика качественных и количественных характеристик эффективности функционирования и тенденций развития образовательной системы, включая ее цели, содержание, формы, методы, дидактические и технические средства, условия и результаты обучения, воспитания, саморазвития личности и коллектива

Мотивация

Совокупность стойких мотивов, побуждений, определяющих содержание, направленность и характер деятельности личности и поведения

Направленность личности

Одна из существенных характеристик человека, отражающая его отношение к обществу, целям, идеалам, которые оно выдвигает; выражается в потребностях, интересах, установках человека

Наставляемый

Участник программы наставничества, который через взаимодействие с наставником, при его помощи и поддержке приобретает новый опыт, развивает необходимые навыки и компетенции, добивается предсказуемых результатов, восполняя тем самым свои профессиональные дефициты

Наставник

Участник программы (целевой модели) наставничества, имеющий измеримые позитивные результаты профессиональной деятельности, готовый и способный организовать индивидуальную траекторию профессионального развития наставляемого на основе его профессиональных дефицитов, также обладающий опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого, прошедший соответствующее обучение (повышение квалификации, профессиональную переподготовку по программе дополнительного профессионального образования «Наставничество педагогических работников в общеобразовательной организации» на базе ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России» и/или по программам соответствующего профиля из числа программ единого федерального реестра образовательных программ дополнительного профессионального педагогического образования)

Наставничество

форма обеспечения профессионального становления, развития и адаптации к квалифицированному исполнению должностных обязанностей лиц, в отношении которых осуществляется наставничество

Национальная система профессионального роста педагогических работников

Система государственных и общественных институтов, обеспечивающих непрерывное профессиональное (педагогическое) образование и профессиональное развитие педагогических работников с учетом анализа дефицитов их профессиональных компетенций

Начинающий педагог

Педагог, проработавший до 5 лет в образовательной организации

Непрерывное образование

Процесс постоянного и всестороннего совершенствования знаний, умений и компетенций, получения социокультурного опыта на протяжении всей жизни, не исключающий смены вектора профессиональной деятельности, с использованием различных звеньев образовательной системы: получения и повышения профессиональной квалификации, переподготовки в процессе смены профессии, получения второго высшего образования, адаптации к меняющимся социально-экономическим условиям, образования в сфере научной деятельности, саморазвития личности, досуга и интересов и др

Непрерывное образование педагогических работников

Повышение уровня профессионального мастерства педагогов в процессе освоения программ среднего профессионального, высшего и дополнительного профессионального образования и программ краткосрочных обучающих мероприятий (семинаров, вебинаров, мастер-классов, активностей профессиональных ассоциаций, обмена опытом и лучшими практиками и т.п.), в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий в течение всей жизни

Непрерывное профессиональное образование

Процесс активного совершенствования знаний, умений и компетенций специалиста на основе полученного им ранее профессионального образования, который осуществляется им на протяжении всей его трудовой деятельности и носит характер целенаправленного профессионального самосовершенствования и повышения его квалификации

Образование

Единый целенаправленный процесс обучения и воспитания, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов

Образовательная деятельность

Деятельность по реализации образовательных программ

Общее образование

Вид образования, который направлен на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования

Оценочные средства

База контрольно-измерительных материалов, описаний форм и процедур для выявления уровня профессиональных компетенций педагогических работников, управленческих компетенций руководителей общеобразовательных, профессиональных образовательных организаций и организаций дополнительного образования детей

Педагогическая технология

Система способов, приемов, шагов, последовательность выполнения которых обеспечивает решения задач воспитания, обучения и развития личности воспитанника, а сама деятельность представлена процедурно, то есть как определенная система действий.; разработка и процедурное воплощение компонентов педагогического процесса в виде системы действий, обеспечивающей гарантированный результат

Педагогический коллектив

Коллектив педагогических работников одной образовательной организации, который в своей деятельности руководствуется едиными целью и задачами по воспитанию и обучению, понимает и принимает приоритетные направления современного российского образования, несет ответственность за качество образования обучающихся

Педагогический работник (педагог)

Физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности

Педагогическое мастерство

Высокий уровень овладения педагогической деятельностью, комплекс специальных знаний, умений и навыков, профессионально важных качеств личности, позволяющий педагогу эффективно управлять учебно-познавательной деятельностью обучающихся и осуществлять целенаправленное педагогическое воздействие и взаимодействие

Педагогическое моделирование

Разработка и создание модели педагогического процесса или его составляющих, отражающей основные идеи, методы, формы, средства, приемы и технологические решения, которые подлежат в дальнейшем экспериментальному изучению в условиях реального педагогического процесса

Передовой педагогический опыт

(1) Образовательная практика педагога, которая содержит в себе элементы творческого поиска, оригинальности, эффективности; (2) опыт, который, возникая из массового опыта, превосходит его по отдельным параметрам или в целом, обладает актуальностью, новизной, воспроизводимостью, эффективностью и стабильная результативность

Персональная траектория профессионального развития

Персональный путь субъекта профессионального образования, реализуемый на основе мотивированного выбора образовательных альтернатив по результатам диагностики профессиональных компетенций и поддержки

Показатель

Методологический инструмент, обеспечивающий возможность проверки теоретических положений с помощью эмпирических данных

Проблемное обучение

Активное развивающее обучение, основанное на организации поисковой деятельности обучаемых, выявлении и разрешении ими реальных жизненных или учебных противоречий, в ходе которого они учатся критически мыслить, творчески усваивать знания и овладевают элементами исследовательской деятельности

Программа наставничества

Комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов

Профессионализм

Способность систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях, проявлять высокое мастерство, глубокое овладение профессией, качественное, профессиональное исполнение своей работы

Профессионализм деятельности

Качественная характеристика субъекта деятельности, отражающая высокую профессиональную квалификацию и компетентностью, разнообразие эффективных профессиональных навыков и умений, владение современными алгоритмами и способам решения профессиональных задач, что позволяет осуществлять деятельность с высокой продуктивностью

Профессионализм личности

Качественная характеристика субъекта труда, отражающая высокий уровень развития профессионально важных и личностно-деловых качеств, акмеологических составляющих профессионализма, адекватный уровень притязаний, мотивационную сферу и ценностные ориентации, направленные на прогрессивное развитие специалиста

Профессиональная ассоциация

Добровольное объединение педагогических работников с целью создания условий для профессионального общения в процессе обсуждения актуальных профессиональных проблем

Профессиональное мастерство

Комплекс профессиональных качеств педагогического работника, обеспечивающих высокий уровень профессиональной педагогической деятельности

Профессиональное образование

Вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенций определенного уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретной профессии или специальности

Профессиональное обучение

Вид образования, который направлен на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенций, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессий)

Профессиональное развитие педагогического работника

Процесс, направленный на поддержание и повышение педагогическими работниками уровня квалификации, необходимого для надлежащего исполнения должностных обязанностей, и включает в себя дополнительное профессиональное образование и иные мероприятия по профессиональному развитию

Профессиональное (педагогическое) сообщество

Группа педагогических работников, объединенная общими ценностями, профессиональными ориентирами, нормами мышления, поведения и взаимодействия, формирующими профессиональную среду на уровне организации, муниципалитета, региона, страны

Профессиональные дефициты

Отсутствие или недостаточное развитие профессиональных компетенций педагогических работников, вызывающее типичные затруднения в реализации определенных направлений педагогической деятельности

Профессиональный стресс

Напряженное состояние работника, возникающее у него при воздействии эмоциональноотрицательных и экстремальных факторов, связанных с выполняемой профессиональной деятельностью. Различают такие разновидности профессионального стресса, как информационный, эмоциональный и коммуникативный стресс

Реверсивное наставничество

Профессионал младшего возраста становится наставником опытного работника по вопросам новых тенденций, технологий и т.д.

Региональная инфраструктура методического сопровождения

Совокупность образовательных организаций и общественных институтов, обеспечивающих педагогическим работникам и управленческим кадрам государственных и муниципальных образовательных организаций институциональную возможность достижения высоких образовательных результатов в рамках профессионального развития, в том числе через реализацию индивидуальной образовательной траектории, соответствующей их профессиональным запросам и потребностям на дальнейший профессиональный и карьерный рост, а также повышение квалификации и переподготовку

Сетевая форма реализации образовательных программ

Освоение обучающимся образовательной программы и (или) отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных компонентов, предусмотренных образовательными программами (в том числе различных вида, уровня и (или) направленности), с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, включая иностранные, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций

Ситуационное наставничество

Наставник оказывает помощь или консультацию всякий раз, когда наставляемый нуждается в них. Как правило, роль наставника состоит в том, чтобы обеспечить немедленное реагирование на ту или иную ситуацию, значимую для его подопечного

Скоростное наставничество

Однократная встреча наставляемого (наставляемых) с наставником более высокого уровня (профессионалом/компетентным лицом) с целью построения взаимоотношений с другими работниками, объединенными общими проблемами и интересами или обменом опытом. Такие встречи помогают формулировать и устанавливать цели индивидуального развития и карьерного роста на основе информации, полученной из авторитетных источников, обменяться мнениями и личным опытом, а также наладить отношения наставник – наставляемый («равный – равному»)

Социальное партнерство образовательного учреждения

Система отношений образовательного учреждения с другими учреждениями (организациями), обеспечивающая возможность привлечения их образовательных ресурсов для освоения образовательных программ определенного уровня и направленности обучающимися данного образовательного учреждения

Средства обучения и воспитания

Приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности

Стажировка педагогического работника

Форма освоения программ дополнительного профессионального образования (повышения квалификации или профессиональной переподготовки), предполагающая обучение педагогического работника в процессе трудовой деятельности

Стиль педагогического общения

Разновидность общения, обусловленная характером и индивидуальнопсихологическими особенностями взаимодействия педагога с обучающимися

Супервизия

Насыщенное межличностное взаимодействие, основная цель которого заключается в том, чтобы один человек, супервизор, попытался помочь другому, супервизируемому, стать более эффективным в профессии. Одна из форм профессионального консультирования для специалиста

Талант

Выдающиеся способности, высшая степень одаренности в какой-либо деятельности (в определенной сфере)

Технологическая карта урока

Обобщеннографическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления индивидуальных методов работы

Технология обучения

(1) Способ реализации содержания обучения, представляет собой систему форм, методов и средств обучения, обеспечивающую наиболее эффективное достижение поставленных целей; (2) системный метод проектирования, реализации, оценки, коррекции и последующего воспроизводства процесса обучения, а также техническое оснащение этого процесса

Традиционная форма наставничества («один на один»)

Взаимодействие между более опытным и начинающим работником в течение определенного, продолжительного времени. Обычно проводится отбор наставника и наставляемого по определенным критериям: опыт, навыки, личностные характеристики и др.

Тьютор (в системе дополнительного профессионального образования)

Специалист, организующий процесс сопровождения педагогического работника (слушателя) на пути индивидуального развития в процессе повышения профессиональной квалификации

Тьютор ЦНПП
(в отношении педагогического работника, слушателя)

Штатный или внештатный сотрудник Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников, обеспечивающий персональное сопровождение педагогических работников в процессе повышения их квалификации и педагогического мастерства (освоения содержания программ ДПП) при реализации индивидуальных образовательных маршрутов с учетом выявленных дефицитов профессиональных компетенций педагогического работника, обеспечивающий содержательное адресное сопровождение образовательного процесса, работающий по направлениям педагогической деятельности во взаимосвязи с кураторами индивидуальных маршрутов и авторами осваиваемых программ ДПП

Уровень образования

Завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований

Участники образовательных отношений

Обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность

Участники отношений в сфере образования

Участники образовательных отношений и федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, работодатели и их объединения

Учебный план

Документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, формы промежуточной аттестации обучающихся

Фасилитатор

(англ. facilitator, от лат. facilis – легкий, удобный) - человек, обеспечивающий успешную групповую коммуникацию. Фасилитатор помогает группе понять общую цель и поддерживает позитивную групповую динамику для достижения этой цели в процессе дискуссии, не защищая при этом ни одну из позиций или сторон. Тем самым он облегчает процесс коммуникации, делая его комфортным для всех участников

Федеральный государственный образовательный стандарт

Совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных в зависимости от уровня образования федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, или федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативноправовому регулированию в сфере высшего образования

Федеральный реестр дополнительных профессиональных программ педагогического образования

Инструмент единого федерального портала дополнительного профессионального педагогического образования, созданный в целях унификации стандартов дополнительного профессионального образования педагогических работников и управленческих кадров, обеспечения широкого доступа к качественным дополнительным профессиональным образовательным программам, отвечающим современным задачам системы образования, в том числе повышению результатов участия российских обучающихся в международных исследованиях, и диссеминации эффективного опыта субъектов Российской Федерации в этой области

Форма наставничества

Способ реализации программ наставничества через организацию работы наставнической пары/группы, участники которой находятся в заданной ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников

Форма наставничества «учитель-учитель»

Способ реализации целевой модели наставничества через организацию взаимодействия наставнической пары «учитель-профессионал – учитель, вовлечённый в различные формы поддержки и сопровождения

Форма наставничества «тьютор-учитель»

Способ реализации целевой модели наставничества через организацию взаимодействия наставнической пары «тьютор-учитель», нацеленную на профессиональное самоопределение и рост профессионального мастерства педагога посредством реализации индивидуального образовательного маршрута

Форма наставничества «работодатель-учитель»

Способ реализации целевой модели наставничества через организацию взаимодействия наставнической пары «работодатель-учитель» нацеленную на совершенствование образовательного процесса школы и достижение желаемых результатов всем педагогическим коллективом общеобразовательной организации посредством создания необходимых организационно-педагогических, кадровых, методических, психолого-педагогических условий и ресурсов

Целевая модель наставничества педагогических работников

Система условий, ресурсов и процессов, необходимых для реализации программ наставничества педагогических работников в образовательных организациях

Цель наставнической деятельности

Создание условий, способствующих успешности, реализации потенциала, повышению уровня самостоятельности и социализации, личностному и (или) профессиональному развитию, удовлетворению потребности в признании и принятии, а также устранению или минимизации факторов, препятствующих развитию наставляемого

Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников

Структурное подразделение организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам дополнительного профессионального образования, либо структурное подразделение организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, осуществляющее непрерывное дополнительное профессиональное образование педагогических работников на основе диагностики профессиональных компетенций с учетом анализа запросов педагогических работников в овладении новыми компетенциями, необходимыми для профессиональной деятельности, обеспечивающее разработку и сопровождение индивидуальных образовательных маршрутов совершенствования профессионального мастерства педагогических работников. ЦНППМ выполняют функцию регионального оператора Системы – координатора региональной инфраструктуры в субъекте Российской Федерации

Школьное сообщество (сообщество образовательной организации)

Сотрудники данной образовательной организации, обучающиеся, их родители, выпускники и любые другие субъекты, которые объединены стремлением внести свой вклад в развитие организации и совместно действуют ради этой цели

Электронное обучение

Организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников

Эмпатия

(греч. – сопереживание) - способность человека понимать переживания другого человека и сопереживать в процессе межличностных отношений; обязательный компонент коммуникативных способностей и полноценного педагогического общения

Этика педагогическая

Совокупность норм и правил поведения педагога, обеспечивающая нравственный характер педагогической деятельности и взаимоотношений, обусловленных педагогической деятельностью