РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН

Создана персонифицированная система повышения квалификации педагогических кадров, одно из направлений которой – наставничество. Наставничество понимается как адресное, мобильное, эффективное обучение, консультирование, поддержка и сопровождение молодого педагога более опытным коллегой. В Республике реализуется инновационный проект «Региональная система организации наставничества педагогических и руководящих кадров на основе сетевого взаимодействия» (2018-2021 гг., совместно с РАО). Проект осуществляется в контексте формирования республиканской модели профессионального роста учителя. Внедрение системы наставничества осуществляется на базе Института развития образования Республики Татарстан (ГАОУ ДПО ИРО РТ – инновационной площадки Российской академии образования). Основным механизмом реализации повышения квалификации наставников является создание стажировочной площадки на основе сетевого взаимодействия для педагогов-наставников и молодых учителей. В рамках проекта создана электронная площадка «Школа наставничества».

В регионе также ведется разработка концепции наставничества педагогов и руководящих кадров в условиях сетевого взаимодействия, способствующего проявлению профессионально-дополняющего сотрудничества, проводится значительная работа в области ресурсного (программно-методического) сопровождения наставничества. Разрабатываются адресные программы наставничества, программы вводного инструктажа для молодых специалистов, процедуры психолого-педагогической диагностики результатов деятельности наставника и др.

В Татарстане сложился собственный опыт мотивации педагогов и образовательных организаций.

В регионе реализуются грантовые программы «Учитель-мастер», «Учитель-наставник», «Учитель-эксперт» в соответствии с Приказом Министерства образования и науки республики Татарстан от 28 апреля 2018 года № под-772/18 «О грантовой поддержке профессионального роста учителей общеобразовательных организаций Республики Татарстан по номинациям «Старший учитель», «Учитель-мастер», «Учитель-наставник», «Учитель-эксперт». Грантополучатели по номинации «Учитель – наставник» определяются Республиканской экспертной комиссией и ежегодно утверждаются приказом Министерства в количестве 150 человек. Размер ежемесячной выплаты грантополучателям по номинации «Учитель-наставник» составляет 8 000 рублей и выплачивается в течение 11 месяцев.

АЛТАЙСКИЙ КРАЙ

В формировании региональной модели наставничества педагогических работников главный акцент делается на цифровизации условий, ресурсов и процесса наставничества, на привлечение к системе наставничества профессиональных сетевых сообществ. В регионе приоритетными являются модели коммуникации в рамках единого информационного образовательного пространства, что оказалось особенно востребованным в условиях пандемии и перехода на преимущественно дистанционные формы обучения. Ссылка

В субъекте реализуется региональный проект «Центр педагогического наставничества: территория развития кадрового потенциала Алтая». Инновационной площадкой проекта является ФГБУ ВО «Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет имени В.М.Шукшина». Разработана «Дорожная карта» внедрения в Алтайском крае методологии (целевой модели) наставничества молодых педагогов в образовательных организациях. Ссылка

Характерные особенности региональных практик наставничества педагогических работников в Алтайском крае:

наставнические пары формируются из числа педагогических работников школ из разных районов/городов (межрайонное взаимодействие);

создание наставниками ситуации успеха для каждого молодого педагога;

особый формат работы с педагогическими работниками, позволяющий оценить свои достижения, дефициты и «точки роста» с использованием электронной платформы рейтингования «LevelPride». На данной платформе каждый наставник и наставляемые фиксируют этапы своего профессионального и личностного развития. Система содержит объективные показатели достижений, ежегодно подводятся итоги. Сегодня в Алтайском крае этой системой охвачены более 900 наставников.

При реализации проектов в сфере развития педагогических кадров Алтайского края, в том числе наставничества, используется «живой подход»: обсуждаются проблемы, которые беспокоят каждого молодого учителя – какие профессиональные затруднения он испытывает, что ускоряет его эмоциональное выгорание. Система наставничества региона ориентируется, прежде всего, на профессиональный опыт, которым наставник готов поделиться, а не на стаж педагогической работы.

Методологической основой выстраивания работы с молодыми педагогами в крае служит игропедагогика, посредством которой формируются четыре важнейшие компетенции XXI века (креативность, критическое мышление, командная работа, коммуникация). Игропедагогика позволяет максимально мотивировать молодых педагогов на профессиональное развитие, в интерактивной, игровой форме отработать выявленные дефициты.

В качестве наставляемых выступают молодые учителя общеобразовательных организаций, имеющие стаж педагогической деятельности не более пяти лет. Наставниками являются участники профессионального сообщества «Мобильный педагог», члены Ассоциации молодых педагогов Алтайского края со стажем работы более пяти лет. Наставник сопровождает молодых педагогов в течение двух лет с момента входа в профессию. На третий-пятый год наставникам и молодым педагогам предлагается принять участие в конкурсе «Наставник + Молодой педагог». Конкурс проводится в течение года и включает очную (демонстрация истории своего взаимодействия, решаемых ими педагогических задач и задач личностного развития) и заочную часть («баттл» наставников и молодых педагогов).

В Алтайском крае, согласно региональному Положению о наставничестве, в целях материального поощрения наставнику с момента выхода приказа о его назначении начисляется ежемесячная стимулирующая надбавка, размер которой регулируется Положением образовательной организации о стимулирующих выплатах. 

ПРИМОРСКИЙ КРАЙ

Наставничество рассматривается как приоритетное направление региональной кадровой и образовательной политики. Система наставничества основана на реализации проекта «Региональная практико-ориентированная школа «Наставник молодого педагога» (ПК ИРО «Приморский краевой институт развития образования»). Ее задачами являются обобщение и экспертный анализ имеющегося опыта наставничества в образовательных организациях муниципалитетов Приморского края, обучение педагогического и управленческого сообщества образовательных организаций педагогическим практикам и технологиям наставничества, создание банка эффективного опыта наставничества, тиражирование эффективных моделей наставничества в педагогическом сообществе, информационное позиционирование результатов реализации эффективных моделей наставничества.

В ПК ИРО «Приморский краевой институт развития образования» разработано учебно-методическое сопровождение проекта. Оно включает программу повышения квалификации «Наставник молодого педагога в общеобразовательной организации», которая позволяет организовать стажировку и горизонтальное обучение наставников, методические рекомендации «Об организации наставничества в школе», проект Положения «О наставничестве в общеобразовательной организации», проект Программы в общеобразовательной организации «Школа наставника», описание опыта наставничества.

В ПК ИРО действует Сектор мониторинговых исследований проблем наставничества. Проводимые исследования направлены на выявление дефицитов в организации наставничества в общеобразовательных организациях.

С точки зрения возможностей реверсивного наставничества интересен опыт создания в Приморском крае диагностических карт педагогов, в которых отмечаются компетенции, позволяющие педагогам выполнять отдельные функции наставника, а также те профессиональные дефициты, которые могут быть восполнены в процессе работы с наставником.

В Приморском крае сформировано экспертное сообщество, задачей которого является общественная экспертиза практик наставничества с целью выявления эффективных методик и моделей наставничества. В Приморье практикуется виртуальная горизонтальная экспертиза практик наставничества. На основе обобщенного опыта создан Банк практик наставничества. Общественная экспертиза практик осуществляется на основе следующих критериев: системность описания опыта; современные формы наставничества и эффективные подходы к реализации; возможность тиражирования опыта, наличие дополнительных материалов по наставничеству педагогов. Лучшие региональные практики наставничества (115 практик) в общеобразовательных организациях представлены на сайте ПК ИРО.

В крае имеется база данных по наставничеству, в которой фиксируется количество молодых педагогов, педагогов-наставников, молодых педагогов, имеющих наставников, наставников, имеющих первую квалификационную категорию, наставников, имеющих высшую квалификационную категорию, процент закрепления молодых специалистов в ОО после 1, 2, 3 лет работы.

В регионе действует Приморская Ассоциация наставников молодых педагогов (более 340 человек), проводится Краевой Педагогический фестиваль наставничества.

Важнейший акцент региональной системы наставничества направлен на разработку уровней организации наставничества, и прежде всего, на организацию, формы и функционирование системы наставничества на муниципальном уровне. Формы реализации проекта «Региональная практико-ориентированная школа «Наставник молодого педагога»» в муниципалитете включают программы практико-ориентированных стажировок, цикл городских семинаров для наставников, муниципальную конкурсную систему, мероприятия по приобщению молодых специалистов к корпоративной культуре, повышение квалификации молодых педагогов через участие в работе муниципальных методических объединений, презентацию достижений наставников и наставляемых молодых педагогов, включение наставников и молодых специалистов в творческие группы, осуществляющие инновационную, экспериментальную деятельность на муниципальном уровне.

Запущены также целевые программы и проекты, реализуемые на муниципальном уровне: «Педагогические кадры», «Наставничество молодых педагогов», «Клуб молодых педагогов», «Интернет-клуб молодых педагогов», «Апробация моделей тьюторского сопровождения индивидуальной профессиональной карьеры педагога в муниципальной образовательной сети», «Школа молодого педагога», «Программа сотрудничества с молодым педагогом», «Школа начинающего воспитателя», «Педагогическое наставничество», Программа работы с молодыми специалистами района, «Менеджмент в наставничестве».

Разработаны примерные показатели эффективности практик наставничества в муниципалитете, среди которых упоминаются следующие показатели:

  • процент закрепления молодых специалистов в ОО;
  • доля молодых специалистов, включенных в реализацию муниципальных проектов;
  • доля молодых специалистов, участвующих в мероприятиях муниципальной конкурсной системы;
  • наличие собственных продуктов педагогической деятельности молодых специалистов.

Ключевыми показателями муниципальной практики наставничества являются количество наставников и количество наставляемых; тиражирование практики наставничества на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.

На уровне общеобразовательной организации в Приморском крае поощряются такие формы и методы наставничества, как индивидуальная адресная помощь по вопросам обучения и воспитания (работа с опытными учителями, наставниками), методические консультации, заседания школьного объединения «Школа молодого педагога», открытые уроки, внеклассные мероприятия, тематические педсоветы, семинары, совместная разработка и презентации моделей уроков, создание портфолио молодого учителя, защита творческих работ, мастер-классы, творческие мастерские, открытые уроки лучших учителей, посещение уроков молодых специалистов, взаимопосещение уроков, включение молодых учителей в работу школьного и городского методических объединений.

С 1 марта 2021 года начал функционировать Региональный наставнический центр – структурное подразделение Приморского краевого института развития образования, наделенное региональным органом, осуществляющим управление в сфере образования, функциями по организационному, методическому и аналитическому сопровождению и мониторингу программ наставничества на территории субъекта. 

ТОМСКАЯ ОБЛАСТЬ

Создана Ассоциация педагогов-наставников. Учредителем Ассоциации является Томское региональное отделение Общероссийской общественной организации «Всероссийское педагогическое собрание». Ссылка

Целью Ассоциации педагогов-наставников является повышение качества подготовки и эффективности профессиональной адаптации кадров, в отношении которых осуществляется наставничество.

Региональная система педагогического наставничества Томской области включает также региональный проект «Педагогическое наставничество». В рамках этого проекта Томский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников организует региональный конкурс «Лучшие практики наставничества». Ссылка

Конкурс направлен на выявление и презентацию лучших практик наставничества с целью их тиражирования в образовательных организациях региона.

В конкурсе представлены номинации: «Лучшие практики наставничества в управлении образовательной организацией», «Лучшие практики наставничества учителей», «Лучшие практики наставничества преподавателей», «Лучшие практики наставничества педагогов-организаторов», «Лучшие практики наставничества социальных педагогов», «Лучшие практики наставничества учителей-дефектологов», «Лучшие практики наставничества логопедов», «Лучшие практики наставничества педагогов-психологов», «Лучшие практики наставничества воспитателей», «Лучшие практики наставничества тьюторов» и др.

В Томской области существуют наработки в области организации муниципальной системы наставничества. Так, в Зырянском районе действует инновационная площадка ТГПУ «Организация сетевого взаимодействия в условиях наставничества». Целью площадки является создание и апробация сетевой модели наставничества, которая предполагает оптимальный вариант использования имеющихся ресурсов при соблюдении определенных условий, а также апробация модели сетевого наставничества. Основными направлениями деятельности инновационной площадки Управления образования администрации Зырянского района являются, в том числе, разработка и реализация системы мероприятий по развитию наставничества и методическому сопровождению молодых и начинающих педагогов в рамках сетевого взаимодействия.

В рамках деятельности инновационной площадки были проведены районный обучающий семинар «Нормативно-правовая документация педагога» для 11 молодых учителей и начинающих педагогов образовательных организаций Зырянского района, семинар-практикум для молодых и начинающих педагогов и их наставников «Образовательный проект педагога», муниципальный конкурс молодых и начинающих педагогов и их наставников «Путь в профессию», муниципальный заочный конкурс для молодых и начинающих педагогов «Ярмарка педагогических идей – 2020», областной чемпионат для молодых педагогов – деловая игра «Онлайн-Дебаты 2.0» и игровой чемпионат для молодых педагогов «Онлайн-кейсы». Для участников инновационной площадки предусмотрено участие в региональном конкурсе профессионального мастерства молодых педагогов «PROдвижение к вершинам мастерства». 

РЕСПУБЛИКА КОМИ

На базе ГОУ ДПО «Коми республиканский институт развития образования» создан Республиканский методический центр по внедрению целевой модели наставничества. Ссылка

Миссия Центра – осуществление координации и создание условий для максимально полного раскрытия потенциала личности наставляемого, необходимого для успешной как личной, так и профессиональной самореализации в современных условиях неопределенности, а также создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации всех обучающихся педагогических работников разных уровней образования и молодых специалистов предприятий и организаций различных форм собственности на территории Республики Коми. Кураторами внедрения ЦМН ПР являются сотрудники управлений образования муниципальных образований.

В ГОУДПО «КРИРО» в мае 2021 года стартовала серия вебинаров для педагогов-наставников: «Функции и роли педагога-наставника», «Планирование работы наставнической пары» и др. Республиканская модель наставничества также включает проведение конкурсов: «Республиканский конкурс лучших практик по сопровождению молодых педагогов в образовательной организации», «Конкурс педагогического мастерства наставников и молодых педагогов». Ссылка

РЕСПУБЛИКА МАРИЙ ЭЛ

Создан республиканский Совет молодых педагогов Республики Марий Эл в целях повышения профессиональной компетентности, закрепления и успешной адаптации молодых специалистов отрасли. В связи с пандемией заседания Совета молодых педагогов проводились в онлайн режиме. К участию в заседаниях привлекается актив муниципальных советов молодых педагогов и председатели районных и городских организаций Профсоюза.

В Йошкар-Оле организован Совет наставников молодых педагогов при Йошкар-Олинской городской организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ. Совет наставников создан в целях роста профессионального мастерства и реализации социально-трудовых прав и интересов педагогов со стажем в работе с молодыми педагогами, содействия адаптации и закреплению молодых специалистов в педагогических коллективах, усиления работы организаций Профсоюза по мотивации профсоюзного членства среди молодежи. Совет наставников принимает участие:

в разработке и содействии реализации комплекса мер по повышению социального статуса молодого педагога и его наставника, повышению престижа педагогической профессии;

в обсуждении и разработке предложений о внесении изменений в проекты нормативных правовых актов, регулирующих социально-правовые отношения и интересы молодых педагогов и их наставников;

в разработке и внесении в органы управления образования и выборные профсоюзные органы предложений по определению и реализации основных направлений развития института наставничества, а также предложений, направленных на развитие социально-трудовых и профессиональных проблем молодых педагогов и их наставников, содействие их реализации;

в разработке стратегии социальной и правовой поддержки молодых педагогов и их наставников на основе изучения соответствующего опыта в субъектах РФ;

в изучении и распространении успешного опыта и достижений педагогов-наставников в работе с молодыми педагогами в образовательных учреждениях города Йошкар-Олы;

в разработке программ и проведении мероприятий, направленных на повышение уровня профессиональных компетенций совместно с молодыми педагогами и их наставниками;

в разработке проектов отраслевых соглашений, коллективных договоров образовательных организаций в части реализации развития института наставничества;

в организации семинаров, курсов, школ обучения актива по мотивации профсоюзного членства среди молодых педагогов и их наставников;

во внесении в руководящие органы Профсоюза предложений по проведению акций в защиту прав работников образования, в их подготовке и проведении. 

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ

Разработана «Региональная целевая модель наставничества для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам и программам среднего профессионального образования, на территории Красноярского края». Региональный центр наставничества – структурное подразделение краевого государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького».

ВОЛГОГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ

Интересен опыт работы регионального педагогического клуба «Наставник» –добровольного профессионального объединения педагогов Волгоградской области. Клуб создан при поддержке Волгоградской областной организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ, Комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области, ГАУ ДПО «Волгоградская государственная академия последипломного образования». Одной из приоритетных целей клуба является поддержка и сопровождение региональной системы непрерывного и планомерного повышения квалификации педагогических работников, функционирующей в рамках реализации национального проекта «Учитель будущего». Также ГАУ ДПО «ВГАПО» Центр сопровождения инновационных проектов реализуется дополнительная профессиональная программа «Наставничество в образовательных организациях» (36 часов).

КИРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

Распоряжением Министерства образования от 05июля 2019 г. № 5-522 «О Почетном звании «Почетный наставник в сфере образования Кировской области»» (с изменениями на 27 января 2021 года) было введено почётное звание «Почётный наставник», а КОГОАУ ДПО ИРО Кировской области разработал «Положение о почётном звании «Почётный наставник» в сфере образования Кировской области». В 2020 году 12 педагогов Кировской области были награждены этим почётным званием.

Почётное звание «Заслуженный наставник Забайкальского края» депутаты регионального парламента утвердили в марте 2019 года. В 2020 году его получили 12 специалистов различных профессий, в том числе один учитель.

КУРГАНСКАЯ ОБЛАСТЬ

Вышел сборник статей «Наставничество в образовании: современная практика: сборник материалов международной (заочной) научно-практической конференции. 20 ноября 2019 года // государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования и социальных технологий». – Курган, 2019. – 188 с. – ISBN 978-5-903427-97-0. В сборнике представлен опыт наставничества педагогических работников в общеобразовательных организациях государств на постсоветском пространстве (Россия, Казахстан, Беларусь, Молдова).

УЛЬЯНОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

Принят региональный Закон «О статусе педагогических работников, осуществляющих педагогическую деятельность на территории Ульяновской области». Статья 6. «Дополнительные меры стимулирования педагогических работников, которым присвоена категория педагога-наставника, педагога-методиста или педагога-исследователя» фиксирует ежемесячные денежные выплаты педагогическим работникам, которым была присвоена категория педагога-наставника, в размере 12300 рублей за счет бюджетных ассигнований областного бюджета Ульяновской области, что существенно отражается на зарплате и льготах педагогических работников.В регионе также действует система грантов, связанная с реализацией программ наставничества.

Стратегия развития наставничества региона разрабатывается на Съезде наставников, тактика – в деятельности Ассоциации наставников. В области также реализуются акции «Я+», «Час с наставником», внедряется проект «Мобильный наставник-73». Цель этих мероприятий - подчеркнуть особую роль Заслуженных учителей Российской Федерации, работающих в образовательных организациях области, в движении наставников.

Среди эффективных механизмов сопровождения и поддержки наставничества можно выделить стажировочную школу наставников, региональный журнал «Смарт-образование», внедрение альтернативных моделей аттестации педагогических работников. На базе ГБУ «Центр образования и системных инноваций Ульяновской области» по просьбе педагогов-наставников функционирует региональная школа методического мастерства «Начала». В программе работы школы предусмотрены тренинги, дискуссии, практикумы, раскрывающие особенности использования технологий наставничества.

ЧЕЛЯБИНСКАЯ ОБЛАСТЬ

Создан региональный центр непрерывного повышения профессионального мастерства и квалификации педагогов. Важнейший принцип работы центра – индивидуализация процесса повышения профессионального мастерства педагогов. 

КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ

Министерством образования, науки и молодежной политики и «Институтом развития образования» Краснодарского края разработано Положение о наставничестве в образовательной организации, в котором наставничество рассматривается как «социальный институт, осуществляющий передачу и ускорение социального опыта, форма преемственности поколений».

В крае пользуются популярностью клубные формы наставничества, а также наставничество среди молодых педагогов и командное наставничество. В регионе разработаны критерии отбора молодого наставника для реализации проекта «Молодые – молодым». Молодые наставники помогают своим коллегам справиться со стрессом и тревожностью, устранить барьеры в общении, обеспечить личностный рост, развитие новых идей и практик, формирование открытых педагогических самообучающихся сообществ.

Г. СЕВАСТОПОЛЬ

Среди методической литературы по развитию наставничества следует отметить пособие «Методический кейс: Наставничество в сфере развития художественного творчества «Многоуровневая практика наставничества в Государственном бюджетном образовательном учреждении дополнительного образования «Дворец детского и юношеского творчества» (2019). Несмотря на то, что оно предназначено для педагогов дополнительного образования детей, представленный опыт может эффективно использоваться в наставничестве педагогов общеобразовательных организаций. В ГБОУДО «Дворец детского и юношеского творчества» («ДДЮТ») реализуется модель многоуровневого наставничества с предъявлением определенных требований к различным уровням и категориям наставников: «мастера и менторы» (методисты и администрация), «компетентностные лидеры» (председатели методических объединений по направлениям, победители конкурсов педагогического мастерства и сотрудники с многолетним опытом), «интерналы» (педагоги, которые имеют опыт работы в ГБОУДО «ДДЮТ» от 5 лет и более), «ньюфаги» (молодые специалисты, только прибывшие в учреждение из вузов), «дети-коучи» (старшие обучающиеся и выпускники детских творческих объединений). Практика наставничества в ГБОУДО «ДДЮТ» выстроена в единую методическую систему, которая имеет структуру и цель, специально сформированные, действующие связи и отношения между компонентами.

Стимулирование деятельности педагогов-наставников Севастопольского ГБОУДО "Дом детско-юношеского творчества" осуществляется в виде надбавок в размере 10% к заработной плате, а также предоставлением дополнительных баллов при аттестации на квалификационную категорию.

РЕСПУБЛИКА ДАГЕСТАН

Начала работу Общественная организация «Объединение наставников» в цифровом формате. Цель цифровой платформы заключается в интеграции уникального опыта и знаний наставников, а также сосредоточения наставнических авторских и командных проектов на единой площадке в удобном и современном формате. Программа наставничества включает в себя ряд направлений: профориентация и построение карьеры, истории успеха, адаптация к новым условиям жизни, создание бизнеса и многое другое. Участники программы могут разместить свои материалы непосредственно на платформе, синхронизировать уже размещенные на канале YouTube материалы, а также проводить онлайн-трансляции.

Г. МОСКВА

В общеобразовательных организациях процесс профессионального становления молодого учителя идет при одновременном включении его в процессы самоорганизации, саморазвития и самопроектирования. Именно такой подход способствует восхождению молодого учителя от репродуктивного уровня к инновационному. При этом используются нетрадиционные формы работы: психологические тренинги, творческие лаборатории, психолого-педагогические деловые игры, диспуты, конкурсы, круглые столы с родителями и учениками, «мозговые штурмы», презентация моделей уроков, презентация себя как учителя, классного руководителя, защита творческих работ.

Портфолио – своеобразный паспорт повышения профессионального уровня столичного педагога, свидетельствующий о его способностях, самоорганизации, коммуникативных навыках, отвечающий его потребности в практической самореализации. Он дает возможность увидеть динамику в профессиональном становлении молодого учителя в процессе наставнической деятельности.

ГБОУ г. Москвы ДПО (повышения квалификации) специалистов Городского методического центра Департамента образования г. Москвы разработана дополнительная профессиональная программа (повышения квалификации) «Эффективные инструменты наставничества» (36 часов), целью которой является совершенствование профессиональных компетенций, обучающихся в области применения эффективных инструментов наставничества.

КАЛУЖСКАЯ ОБЛАСТЬ

Реализуются модели методического сопровождения на основе коучинга и наставничества педагогических кадров в общеобразовательной организации. В регионе разворачивается всероссийский общественный проект «Учитель для России», основанный на государственно-частном партнерстве, привлекающий к преподаванию в обычных школах молодых специалистов, выпускников ведущих вузов страны. Программа предлагает альтернативный вход в профессию учителя для специалистов из разных сфер, а также обучение и поддержку участников в течение двух лет. Программу реализует благотворительный фонд «Новый учитель» при стратегическом партнёрстве с ПАО Сбербанк России, благотворительным фондом Сбербанка «Вклад в будущее» и Институтом образования НИУ ВШЭ.

Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

Существенную работу по реализации наставнических программ в общеобразовательных организациях осуществляет Центр развития наставничества. В городе были проведены мониторинг и анкетирование по определению качественных и количественных показателей потенциальных наставляемых, проведено организационное собрание молодых специалистов с опытом работы до одного года, даются мастер-классы педагогов - победителей городских и всероссийских конкурсов педагогического мастерства. Еженедельно проводятся консультации для молодых специалистов по запросам на базе Информационно-методического центра (ИМЦ) и образовательных учреждений. Разработана программа «Школа молодого педагога» совместно с Академией постдипломного педагогического образования (СПб АППО) и ИМЦ по сопровождению молодых педагогов. Молодые специалисты проходят обучение на курсах повышения квалификации СПБ АППО - «Петербургский опыт».

ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ – ЮГРА

В июле 2020 года были подведены итоги мониторинга по реализации первого этапа внедрения методологии наставничества обучающихся общеобразовательных организаций (исполнитель – проектное управление АУ ДПО Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Институт развития образования»). В числе положительных тенденций отмечено широкое информирование, использование различных форм и видов моделей наставничества, формирование современной нормативной правовой базы.

ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

Региональный институт развития образования, региональный общественно-экспертный совет федерального партийного проекта «Новая школа» провели в г. Новый Уренгой межрегиональную очно-заочную научно-практическую конференцию «Роль наставничества в системных изменениях развития образования Ямала».

В Ямало-Ненецком автономном округе, сегодня действует педагогический статус «Учитель-наставник». Выплата стимулирующей надбавки педагогическим работникам, имеющим данный статус, осуществляется в пределах, установленных для общеобразовательной организации в соответствии с Положением о фонде надбавок и доплат работников государственных образовательных организаций, утверждённым постановлением Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 20 марта 2008 года № 113-А.