УЛЬЯНОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

Региональная акция «Час с наставником»: если учиться, то у лучших! 

22 сентября 2021 года 

21 сентября в Ульяновской области в рамках нацпроекта «Образование» федерального проекта «Учитель будущего» одновременно в 150 школах и детских садах проходила региональная акция «Час с наставником». Более 300 педагогов области приняли участие в акции. В этот день Заслуженные учителя РФ, педагоги-наставники, педагоги - методисты проводят открытые уроки для своих молодых коллег.

«Акция «Час с наставником» проходит ежегодно с 2018 года. В этом году городские школы стали площадками для трансляции опыта педагогов-профессионалов начинающим молодым учителям», - рассказала начальник управления образования администрации города Ульяновска Светлана Куликова. Специалисты профильного министерства уверены, что совместная работа опытного и молодого учителя, поможет сохранить лучшие образовательные практики и повысить качество обучения. «В регионе сменилась парадигма, и система наставничества уже стала процессом, в котором очень много взаимосвязанных звеньев. Это, безусловно, создание профессионального сообщества педагогов наставников, ассоциации педагогов наставников. Это место, где обсуждается проблемы наставничества», - сказала Тамара Ашлапова, директор центра образовательной и проектно-исследовательской деятельности института развития образования.
В МБОУ МПЛ г. Димитровграда в рамках региональной акции «Час с наставником» прошел урок общения русского языка в 10Б классе "Лингвистический листопад". Ребятам и молодым учителям Машановой Е.В., Дуловой Е.С. были предложены для решения разнообразные олимпиадные задачи, лингвистические парадоксы. В конце занятия - творческое задание: от лица представителей нечистой силы, (их нужно было отгадать по описанию в предыдущем задании), как бы побывавших в гостях у ребят, построить диалог (с учётом их образа жизни, особенностей речи), который раскрывал бы первые дни обучающихся в школе. 

21 сентября в рамках акции «Час наставника» педагог-наставник Димитровградского техникума профессиональных технологий Т.Л. Пермякова провела консультативную беседу с молодыми педагогами СПО. Неудовлетворенность своей работой – одна из причин, по которым педагоги отказываются от профессии. Важно начать поддерживать молодых учителей с первого рабочего дня и далее делать это на непрерывной основе. С молодыми специалистами были обсуждены требования к ведению учебной документации; требования к организации учебного процесса; составление плана урока; формы и типы уроков, а также основные стили преподавания. 

Готовясь к ежегодной региональной акции «Час с наставником», педагоги-методисты и педагоги-наставники Губернаторского лицея №100 задумались о том, как провести 21 сентября для молодых коллег с максимальной пользой. И решение родилось само собой: методические мастерские, мастер-классы и открытые уроки будут идти в лицее всю неделю! Сегодняшний день был посвящен методическим мастерским и мастер-классам, во время которых наши опытные педагоги, победители регионального конкурса на присвоение статуса «Педагог-наставник», «Педагог-методист» Ю.Б. Обласова, Н.М. Ларина, Н.Ю. Нефёдова рассказали молодым педагогам о методах и приемах, которые сделают урок или внеурочное занятие интересным для детей, об образовательных платформах, которые сегодня с удовольствием осваивают ребята, об интерактивных ресурсах, благодаря которым урок можно превратить в квест. Каждый педагог лицея талантлив. А наставничество – «персональная огранка» талантов человека, придание имеющимся навыкам правильной формы, создание новых плоскостей и граней его профессионализма. 

Ссылка.

Валерия Дубинина – молодой учитель английского языка Губернаторского лицея №101 им. Ю.И. Латышева. Девушка совмещает учебу в педагогическом университете на 5-м курсе и любимую работу. Чтобы в будущем стать профессионалом своего дела, набирается опыта уже сейчас. Помогает ей в этом учитель-наставник Любовь Александровна. Если учиться, то у лучших. Именно Любовь Александровна привила любовь к иностранному языку Валерии, когда та еще была ученицей. А сейчас школьный учитель в роли наставника дает советы по педагогическому мастерству своей бывшей ученице. «Когда у тебя есть наставник, ты ощущаешь поддержку. Мой наставник - школьный учитель, с которой мы теперь стали коллегами. Мы ходим на уроки друг друга и анализируем их, посещаем различные мастер-классы, форумы и конференции. Наставник помогает в методическом плане и может ответить на мои вопросы в любой момент», - поделилась молодой учитель Валерия Дубинина. 

Ссылка.

Уже второй год МБОУ «СОШ №27» г. Ульяновска участвует в Региональной акции "Час с наставником". В этот день состоялся Tribus-урок МО МИФ школы №27 (интеграция трёх предметов: математики, физики и информатики). Урок провели Заслуженный учитель РФ Садриева Р.С., Заслуженный учитель РФ Назарова Г.М. и педагог - наставник Назарова Е.А. На уроке присутствовали молодые коллеги школы №27 и школы №70, а также, слушатели курсов повышения квалификации. На основании математической функции и экспериментов ядерного распада ученики 11А класса составили компьютерную модель. Ценность урока состоит в том, что, переходя от блока одного предмета к другому, они оставались в едином контексте. Тем самым, демонстрируется прочная связь предметов физико-математического цикла. 

Ссылка.

21 сентября 2021 года в рамках региональной акции «Час с Наставником» прошло занятие в «Школе молодого учителя». В начале занятия Р.З. Ильязова, заместитель директора по УВР, ознакомила молодых учителей с требованиями, которые предъявляются к составлению рабочих программ по урочной и внеурочной деятельности. Педагог - наставник Т.А. Бирюкова провела мастер - класс «Современный урок в вопросах и ответах». Молодые учителя высказали свои пожелания и предложили темы занятий и педагогических мастерских, которые вызывают у них затруднения. 

В Радищевской СШ № 2 проведен интегрированный урок «Художник Осень листья расписала». На необычный урок к 6-классникам пришли молодые педагоги - учитель ИЗО Лушина Е.С., учитель географии Кулагина Е.С., а также педагог-наставник, учитель биологии Октябрьской средней школы Карпова М.Н. и педагог–методист, учитель математики Волкова З.В. С помощью техники фроттаж Лушина Е.С. помогла учащимся понять, что урок будет посвящен осенним листьям. О значении листопада, видах жилкования и строении листа учащиеся узнали от учителя биологии Карповой М.Н. С помощью заданий, приготовленных учителем географии Кулагиной Е.С., учащиеся узнали в каких странах и на каких континентах можно еще встретить деревья, которые растут на школьном дворе. А о том, что на одном дереве около 250 000 листьев, и весят они почти 75 кг шестиклассники узнали с помощью учителя математики Волковой З.В. Вдохновленные красотой осенних листьев, репродукциями известных художников, мальчишки и девчонки, не жалея красок в технике рисования поролоновой губкой создали красивые разноцветные листья и приклеили их на общем дереве. Закончился урок настоящим листопадом из ярких осенних листьев. Совместная работа молодых педагогов и наставников была высоко оценена присутствующими на уроке коллегами из школ Радищевского района. 

В новый учебный год – с новым статусом педагогического работника! 

2 сентября 2021 года 

1 сентября 2021 года победители конкурсного отбора на присвоение категорий педагог-наставник, педагог-методист, педагог-исследователь начали свою педагогическую деятельность в новом статусе.

В 2020 году в регионе начал действовать уникальный закон «О статусе педагогических работников, осуществляющих педагогическую деятельность на территории Ульяновской области». Благодаря заложенным в законе механизмам, обеспечивается достижение важнейшей цели, направленной на повышение социальной значимости и престижа педагогического труда. Законом установлены дополнительные меры, способствующие обеспечению высокого профессионального уровня отдельных категорий педагогических работников и эффективному решению стоящих перед ними профессиональных задач.
Определены категории педагогических работников: педагог-наставник, педагог-методист, педагог-исследователь (педагогическим работникам, которым присвоена категория педагога-наставника ежемесячная выплата 12300 рублей; педагога-методиста-6150 рублей, или педагога-исследователя-9994 рубля, за счёт бюджетных ассигнований областного бюджета Ульяновской области). 

Тем самым в регионе созданы предпосылки формирования высокопрофессионального сообщества педагогов, способных стать ключевыми фигурами в создании региональной системы непрерывного профессионального роста. 

Реализация закона позволяет не только ввести дополнительные меры стимулирования педагогических работников, которым будет присвоена категория педагога-наставника, педагога-методиста, педагога-исследователя, но и создать уникальную систему наставничества для молодых педагогов, возродить методические службы, привлечь педагогов-исследователей. 

Наставническая деятельность направлена на содействие всем категориям педагогических работников в успешном овладении профессиональными компетенциями и в профессиональном становлении. 

В настоящее время педагоги-наставники инициировали проект «Мобильный наставник», цель которого дойти до каждого педагога в регионе.
Для руководства их деятельностью созданы ассоциации педагогов-наставников, педагогов-методистов и педагогов-исследователей. По инициативе ассоциаций разработаны проекты «Мобильный наставник» и «Методическая лаборатория - 73», что позволило создать условия для сопровождения не только молодых специалистов, но и всех педагогических работников Ульяновской области. Около пяти тысяч педагогических работников стали участниками разнообразных профессиональных событий, акций, а дистанционный формат их проведения обеспечил доступность участия, что особенно важно в условиях эпидемиологической обстановки. В 2021 году победителями конкурсного отбора стали 89 педагогов, которые начинают свою работу с 1 сентября 2021 года в новом статусе.

Ссылка.

В соответствии с Положением о категории педагог-наставник данная категория присваивается педагогическим работникам, которые осуществляют наставническую деятельность, то есть оказывают другим педагогическим работникам (в том числе являющимся молодыми специалистами) содействие в успешном овладении профессиональными знаниями, умениями и навыками, в их профессиональном становлении и в приобретении ими необходимого опыта. Кандидаты на присвоение категории педагог-наставник одновременно должны соответствовать следующим требованиям: 

  • наличие стажа педагогической работы продолжительностью не менее 10 лет;
  • наличие у кандидата высшей квалификационной категории;
  • наличие у кандидата профессиональных заслуг в соответствующей сфере деятельности (сведения о поощрениях и награждениях за эффективную и добросовестную трудовую деятельность, о победах во всероссийских, региональных и муниципальных конкурсах профессионального мастерства);
  • участие кандидата в методических мероприятиях муниципального (регионального, всероссийского) уровня за последние три года, предшествующие году присвоения категории педагог-наставник (сведения о выступлениях, о проведенных мастер-классах, открытых уроках);
  • наличие у кандидата публикаций на муниципальном (региональном, всероссийском) уровне по профессиональной тематике;
  • обобщение педагогического опыта на муниципальном (региональном, всероссийском) уровне в качестве наставника за последние три года, предшествующие году присвоения категории педагог-наставник. 

Министерство в течение 7 рабочих дней принимает решение о присвоении категории педагог-наставник 28 кандидатам, набравшим наибольшее количество баллов в рейтинге кандидатов. 

Ссылка.