22 февраля 2022 г.
Наставничество в образовании. Зарубежный и российский опыт
Наставничество (менторство) — передача знаний от старшего поколению младшему. В древнегреческой мифологии Ментором звали советника Одиссея. Наставником Александра Великого считается Аристотель, Моцарта — Иоганн Себастьян Бах, а Энакина Скайуокера воспитывал Оби-Ван Кеноби. Молодым педагогам иметь наставника особенно важно: ведь знаний у вчерашних студентов много, а опыта пока нет. Педсовет разобрался, как работает наставничество в российском образовании и чем отличается от европейской модели.
За рубежом
Наставничество в сфере образования в Европе и США часто регулируется образовательными и социальными государственными институтами.
В школах США распространены программы взаимного наставничества среди сверстников (peer-mentoring). Их поддерживает министерство образования страны. Успешных учеников старшей школы просят помогать отстающим в освоении материала.
Большинство американских университетов — в частности, педагогических — также предлагают программы наставничества. Обычно они связывают студентов с будущими работодателями. Если вуз не имеет собственной программы, стоит изучить предложения местных региональных организаций. Студентам колледжей, желающим найти ментора, можно обратиться в интересующую организацию даже напрямую.
В Германии Федеральная служба по труду и занятости (аналог Центра занятости в РФ) в 2015 году запустила проект «Ассистированное ученичество» (Assistierte Ausbildung). Студенты старших курсов рабочих специальностей проходят практику на производстве под руководством опытного сотрудника. Это позволяет лучше адаптировать начинающих специалистов и снизить число студентов, бросивших учебу.
Похожая схема работает и на последних курсах немецких педагогических вузов: наставник не только руководит практикой студента, но и частично отвечает за подготовку к выпускному экзамену.
В России
В российской системе образования модель наставничества в среде школьников пока мало распространена. Зато студенты регулярно проходят практики и стажировки до выхода на работу.
Академия минпросвещения работает над популяризацией иных видов менторства. Так, в распоряжении ведомства от 25 декабря 2019 года речь идет о следующих формах:
- «ученик — ученик», когда наставником выступает учащийся от 15 до 19 лет;
- «предприятие/организация — ученик»: потенциальные будущие работодатели предоставляют наставников образовательным учреждениям.
В среде педагогических работников за молодым педагогом закрепляют опытного учителя, к которому можно обратиться в сложной ситуации. Однако министр просвещения Сергей Кравцов заявил, что в школах планируется вводить новые квалификационные категории: учитель-методист и учитель-наставник.
Главная задача будущего учителя-наставника — адаптировать новых педагогов к работе в школе. На эту квалификацию (от понятия «должность» минпросвещения отказалось) может претендовать учитель:
- с высшей квалификационной категорией;
- со стажем педагогической работы не менее семи лет;
- прошедший программу дополнительного профессионального образования не ранее чем за три года до подачи заявки на категорию.
В Ульяновской области новую систему протестировали первыми. В 2019 году здесь приняли законопроект, по которому направление «педагог-наставник» выделили в отдельную категорию учителей.
Наставник должен иметь высшую квалификационную категорию, стаж не менее 10 лет, публикации, опыт выступлений и мастер-классов, иные заслуги.
В его обязанности входит:
- осуществлять наставническую деятельность в отношении трех педагогов;
- разрабатывать для них программу наставничества;
- проводить образовательные мероприятия не менее одного раза в месяц для каждого;
- посещать их уроки;
- проводить семинары и консультации;
- вести личный сайт или блог;
- готовить отчеты для министерства.
Доплата педагогам-наставникам в Ульяновской области в 2019 году составляла 12 300 рублей в месяц. Деньги выделялись из областного бюджета.
Материалы по теме:
Источник: Ссылка